Мультимедийные средства-инновационное направление в работе школьной библиотеки.
Петрова И.Н. МОУ СОШ № 23 г. Дзержинска
«КРУЖИТ ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД…»
Возрастная аудитория: учащиеся 6 классов
Цель мероприятия: показать красоту родной природы осенью на примере произведений отечественной литературы, музыки, живописи,
вызвать эмоциональный отклик у детей.
Форма проведения: виртуальная прогулка по осеннему лесу
Предварительная работа: - организовать выставку
- дать задание учащимся выучить наизусть стихи русских поэтов
об осени
Оборудование: - мультимедийная установка
- интерактивная доска
- компьютер
- принадлежности для рисования: альбомные листы, карандаши
Ход занятия:
На протяжении всего занятия звучит мелодия из музыкального цикла П.И.Чайковского «Времена года» тема «Осень»
Вступительная беседа
Библиотекарь:
Ребята, за окном осенняя пора. И говорить мы сегодня будем об этом прекрасном времени года – осени. Все со мной согласятся, что осень красивая, прекрасная пора? (ответы детей)
Поднимите руку, у кого осень – любимое время года? (ответы детей)
А как вы думаете, почему большинство людей не любят эту пору? (ответы детей)
Но ведь, осень – не всегда – слякоть, дожди, холод. Не даром, осень зовут «золотой». Есть осенью и теплые, солнечные дни, когда от красоты природы не отвести взгляда. Вот и давайте с вами поговорим об осенней поре, и увидим, как меняется природа с каждым осенним месяцем.
Презентация
Библиотекарь
*В природе есть много праздников. *Первый снег. *Ледоход. *Капель после сильных морозов. *Первая зелень. *Первые соловьи. *И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. *В эти дни, кажется, что она начинает светиться. *Теплый красный свет идет от осин, *пронзительно-желтый – от берез, *огненный – от рябин. *Глянет солнце – все вспыхнет яркими красками, и сердце замрет в восторге от этой дивной красоты. *Есть ли в году время, подобное этому?
Все времена года – щедрые. *Весна – зелени не жалеет, *лето – солнышка, *зима - снега. *Но осень, наверное, самая богатая. Она золото рассыпает. Сорит, сорит золотом. *А потом увидит, что все ее золото закончилось, и заплачет. На следующий год все забудет и снова золотом сорить начнет.
*Нет, «пышное природы увяданье» неповторимо. И кружит, кружит праздник осени, праздник листопада.
Учитель:
*Кружит осенний листопад
Пластинкой яркой, звонкой,
И листья павшие скользят
Оранжевой поземкой.
Их гонит ветер-чародей
Прозрачною аллеей,
И в струях солнечных лучей
*Они светло алеют.
И как они летят легко
Бездумно и беспечно
И о прошедшем чуть скорбят
Почти по-человечьи.
Нежны, наивны и чисты,
Они свой путь свершают.
*Их обожженные персты
О том нас извещают.
И этот огненный наряд, задумчивый и ясный,
Они в последний миг дарят,
Последний и прекрасный.
Библиотекарь:
*Почему же осень зовут золотой? Листья золотые ковром покрыли замерзшую землю. Ходит художница осень с ведерком, а в ведерке у нее золотая краска. *В руках осени кисточка, из паутины сплетенная. Макнет осень кисточку в ведерко и красит, красит золотом кусты и деревья. *Елки, глупые, не хотят золотиться, колют нежные руки осени, рвут ее платье, из тучки сшитое. Вот почему обходит их осень, и стоят ели зелеными всю зиму.
Учитель:
*Желтым шелком, желтым шелком
По атласу голубому шьют невидимые руки.
К горизонту золотому
Ярко-пламенным осколком
Сходит солнце в час разлуки.
Тканью празднично-пурпурной
Убирает кто-то дали,
*Расстилая багряницы,
И в воде желто-лазурной
Заметались, заблистали
Красно-огненные птицы
Библиотекарь:
Осень приходит к нам незаметно, украдкой. *Первый признак ее – желтый лист. Это значит, что лето прошло, наступила пора первоосенья.
Учитель:
*Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел вдали уже ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
Библиотекарь:
*Осень берет свои права. Тускнеют живые краски лета, предваряя разгар красок осенних. Задумчивый сентябрь, как маститый художник, начинает расписывать своей волшебной кистью лес. Сначала верхушки деревьев: то позолотит прядочку *листвы на макушке березы, то *подрумянит кусты рябины. И вот уже раскрашенным стоит боярышник, чуть *позже – клен и липа, за *ними – дуб и береза. Сказочным чертогом выглядит осенний лес.
Учитель:
*Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик березы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
*Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
*Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
*Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
*И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Библиотекарь:
*Пора листопада величественна, нарядна. В такие дни в лес входишь, как в храм, празднично разубранный, торжественный и благоуханный, чувствуя, что ты – частица этой земли.
Учитель:
*В осенний лес вхожу, как в храм,
И тянет рухнуть на колени,
Молиться всем, что есть богам,
Твердить без устали и лени:
«Благодарю за то, что мне
Дарована такая милость –
Жить человеком на земле,
И верить, что бы ни случилось,
*Какая б ни стряслась беда,
Какого б счастья ни изведал,
Со мною будут навсегда
И этот лес, и это небо»
Библиотекарь:
*В Древней Руси первый день сентября был встречей осени и прозывался в народе – летопроводцем, то есть проводами лета. *С него начиналось бабье лето. *Теплые дни сентября получили такое название, потому что в воздухе летают тонкие паутинки, напоминающие женские волосы.
*Сентябрь – первенец и новосел осени, молодой, свежий и бодрый, *очень плодородная* пора. Сентябрь – золотое лето, *бархатный месяц, самый пестрый месяц.
Учитель:
*Рыжий сентябрь
На пригорке прилег,
Теплый ласкает его ветерок.
Шепчутся тихо поникшие травы
Возле широких и пыльных дорог.
Желтые листья роняют леса.
В небе прощальные птиц голоса.
В тихие рощи, поля и дубравы
Крадется щедрая осень-краса.
Библиотекарь:
*Октябрь – листобой раздевает рощи, перелески. *Поля пусты и осели от дождя. *Этот месяц прозвали грязником за слякоть. *Плачет октябрь холодными слезами – сырость, распутица. Ясно, что год на год не приходится. Бывает, выпадают в октябре и погожие денечки, сухая погода стоит, иногда, неделями. *Только в октябре, в разгар осени, так чист воздух, высоко небо и багряные верхушки деревьев спорят в цветистости с зорями.
Учитель:
*Называют ее плаксивой,
Что тут спорить, она грустна!
Но и в грусти своей – красива,
И в печали своей – нежна.
Нынче плачет, а завтра – пляшет,
*Нынче солнышко – завтра – дождь…
Было вашим, а стало нашим
Время свадеб все ж!
Золотыми шуршит шелками,
Птичьим клином рябит вдали
И мозолистыми руками принимает дары земли.
*И кружа дождей карусели
В нескончаемой кутерьме
Все заметней дорогу стелет
Приближающейся зиме.
Библиотекарь:
*Давным-давно наши предки называли ноябрь – внуком сентября, сыном октября, *а зиме родным батюшкой. *Народный календарь назвал ноябрь листогноем – от прелых листьев, полузимником, когда зима с осенью борется.
*На горизонте плющатся в тесноте тучи, погоняемые ветром. И не понять, с чем они – с дождем или снегом. *Убывают дни, прибавляются ночи, *темные, звездные. *Входят в силу холодные утренники, крепчают заморозки.
Учитель:
*Догорает осень золотая,
Раздарив последние цветы.
*Злой волшебник тучи собирает,
Заколдует солнце до весны.
*Ветры стали резкими и злыми:
Раздевают рощи и леса.
Даже птицы стали вдруг немыми,
Не стремятся выше в небеса.
*Лишь ночами лунный свет мерцает,
Звезды спят глубоким тихим сном.
Библиотекарь:
*Какая разная осень… И веселая, солнечная, и грустная, унылая… Каждый поэт и писатель видит ее по-своему.
Вот что пишет об осени писатель *Михаил Пришвин: «Редко, бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших, но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногами».
*А Константин Паустовский так писал об осени: «Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы».
А сейчас давайте послушаем стихи русских классиков об этой замечательной поре
1 ученик
*Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
*Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле….
Ф.Тютчев
2 ученик
*Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
*Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой….
И.Бунин
3 ученик
*Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца…
*Чахлая рябина мокнет под окном,
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!
А.Плещеев
4 ученик
*Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
*И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
*Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Сергей Есенин
5 ученик
*Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
*И оземь пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
Глядя надменно, как бывало,
На жертвы холода и сна,
Себе ни в чем не изменяя
Непобедимая сосна.
Сегодня вдруг исчезло лето,
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – все одето
Каким-то тусклым серебром.
*Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.
Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.
А.А.Фет
6 ученик
*Настала осень; непогоды
Несутся в тучах от морей,
*Угрюмеет лицо природы,
Невесел вид нагих полей;
Леса оделись синей тьмою,
Туман гуляет над землею
И омрачает свет очей.
Все умирает, охладело;
Пространство дали почернело;
*Нахмурил брови белый день;
Дожди бессменные полились;
К людям в соседки поселились
Тоска и сон, хандра и лень.
А.В.Кольцов
Библиотекарь:
*Осень – любимая пора Пушкина. Он оставил нам гениальные, ясные и простые, как сама природа, поэтические строки, которые приходят нам на память при виде осенней красоты.
*Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
*Трижды в эту пору посещал А.С.Пушкин село Болдино. Здесь день за днем перед глазами поэта *разворачивалась картина долгой осени со всеми ее оттенками и переменами, от солнечной и ясной поры сентября до ноябрьской непогоды с непролазной грязью, дождями и снегопадами.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
*Но мне мила, читатель, дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной….
Учитель:
Ребята, а мы с вами, давайте вспомним, какое произведение (которое мы недавно проходили) было написано Пушкиным в Болдино?
Библиотекарь:
*В русской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть. Осенью мы лучше видим и глазами и сердцем. Прозрачны дали. Чиста вода в озерах. Яснее и тоньше звучат редкие голоса птиц. Все устоялось, замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в серой воде. Таково состояние природы. *Таково и состояние души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. Это состояние вдохновляет людей, раскрывает в них талант к созданию произведений искусства. *Художники переносят свое видение этого времени года на свои полотна. Особенно много осенних пейзажей написал *Исаак Левитан. Вот как писал о них *Антон Павлович Чехов: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел Левитан, никто не доходил до него, да и не знаю, дойдет ли кто после».
*Левитан умел видеть и самозабвенно радоваться сияющему великолепию красок. Он создал изумительную осеннюю сюиту, написав такие картины, как «Осенний день», «Осень», «Золотая осень». Понятие «Левитановская осень» стало нарицательным так же, как «Болдинская осень» Пушкина.
*На протяжении многих лет осень вдохновляла композиторов на создание прекрасной музыки.
Весь урок нас сопровождает красивая печальная мелодия. Кто знает автора этой музыки? Это П.И.Чайковский. У него его целый музыкальный цикл «Времена года». Тема осени из этого цикла и звучит сейчас. Современные авторы сочиняют много песен на тему осени.
*Музыка природы… Она в каждом из нас звучит по-своему и живет в нас до конца дней. Казалось бы, все самое необходимое человеку природа дает бесплатно: воду, солнечный свет. И еще – красоту, земную красоту. Заставлять природу страдать – черная неблагодарность. *Природа должна быть счастливой, как и люди - во все времена.
Заключительная беседа
Вот и подошла к концу наша виртуальная экскурсия по осеннему лесу. Поднимите, пожалуйста руки, у кого изменилось отношение к этому времени года после нашего урока? Почему? (ответы детей).
Я очень рада, что наше занятие заставило по-другому взглянуть на осеннюю пору, почувствовать очарование и светлую печаль осени. Посмотрите, вы даже усмотрели грустную красоту в осеннем дождике. А сейчас, я бы хотела, чтобы вы изобразили на своих рисунках осень, какой вы ее видите уже после нашего урока. Оценка за рисунки пойдет в журнал по предмету ИЗО, а потом в библиотеке мы организуем выставку лучших ваших работ.
Используемая литература:
1. Читаем. Учимся. Играем. 1998 - № 7 – стр.124
2. Читаем. Учимся. Играем. 2006 - № 7 – стр.99
3. Читаем. Учимся. Играем. 2007 - № 6 – стр.82
4. Читаем. Учимся. Играем. 2008 - № 6 – стр.106
5. Читаем. Учимся. Играем. 2008 - № 7 – стр.99
6. Различные Интернет ресурсы
|