Главная
Новости
Управление образования
  • Структура УО
  • Руководители УО
  • Полномочия, задачи и функции
  • Нормативные документы
  • Мониторинг,статистика
    Лицензирование и государственная аккредитация
    Общее образование
  • Г(И)А
  • ЕГЭ
  • Правила приёма в МОУ
  • Формы получения образования
  • Реализуемые программы
  • Дополнительное образование и воспитание
    Отдых и оздоровление детей
    Аттестация педагогических работников
  • Руководители ОУ
  • Педагогические работники ОУ
  • Нормативная база
  • Методическое сопровождение образовательного процесса
  • Календарь основных мероприятий
  • Городские педагогические сообщества
  • Проекты, конкурсы,экспериментальная деятельность
  • Городское методическое объединение библиотекарей


    Мультимедийные средства-инновационное направление в работе школьной библиотеки.
    Петрова И.Н. МОУ СОШ № 23 г. Дзержинска

    «КРУЖИТ ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД…»

    Возрастная аудитория: учащиеся 6 классов
    Цель мероприятия: показать красоту родной природы осенью на примере произведений отечественной литературы, музыки, живописи, вызвать эмоциональный отклик у детей.
    Форма проведения: виртуальная прогулка по осеннему лесу
    Предварительная работа:
    - организовать выставку
    - дать задание учащимся выучить наизусть стихи русских поэтов об осени
    Оборудование:
    - мультимедийная установка
    - интерактивная доска
    - компьютер
    - принадлежности для рисования: альбомные листы, карандаши
    Ход занятия:
    На протяжении всего занятия звучит мелодия из музыкального цикла П.И.Чайковского «Времена года» тема «Осень»
    Вступительная беседа
    Библиотекарь:
    Ребята, за окном осенняя пора. И говорить мы сегодня будем об этом прекрасном времени года – осени. Все со мной согласятся, что осень красивая, прекрасная пора? (ответы детей)
    Поднимите руку, у кого осень – любимое время года? (ответы детей)
    А как вы думаете, почему большинство людей не любят эту пору? (ответы детей)
    Но ведь, осень – не всегда – слякоть, дожди, холод. Не даром, осень зовут «золотой». Есть осенью и теплые, солнечные дни, когда от красоты природы не отвести взгляда. Вот и давайте с вами поговорим об осенней поре, и увидим, как меняется природа с каждым осенним месяцем.
    Презентация
    Библиотекарь
    *В природе есть много праздников. *Первый снег. *Ледоход. *Капель после сильных морозов. *Первая зелень. *Первые соловьи. *И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. *В эти дни, кажется, что она начинает светиться. *Теплый красный свет идет от осин, *пронзительно-желтый – от берез, *огненный – от рябин.
    *Глянет солнце – все вспыхнет яркими красками, и сердце замрет в восторге от этой дивной красоты. *Есть ли в году время, подобное этому?
    Все времена года – щедрые. *Весна – зелени не жалеет, *лето – солнышка, *зима - снега. *Но осень, наверное, самая богатая. Она золото рассыпает. Сорит, сорит золотом. *А потом увидит, что все ее золото закончилось, и заплачет. На следующий год все забудет и снова золотом сорить начнет.
    *Нет, «пышное природы увяданье» неповторимо. И кружит, кружит праздник осени, праздник листопада.
    Учитель:
    *Кружит осенний листопад
    Пластинкой яркой, звонкой,
    И листья павшие скользят
    Оранжевой поземкой.
    Их гонит ветер-чародей
    Прозрачною аллеей,
    И в струях солнечных лучей
    *Они светло алеют.
    И как они летят легко
    Бездумно и беспечно
    И о прошедшем чуть скорбят
    Почти по-человечьи.
    Нежны, наивны и чисты,
    Они свой путь свершают.
    *Их обожженные персты
    О том нас извещают.
    И этот огненный наряд, задумчивый и ясный,
    Они в последний миг дарят,
    Последний и прекрасный.
    Библиотекарь:
    *Почему же осень зовут золотой? Листья золотые ковром покрыли замерзшую землю. Ходит художница осень с ведерком, а в ведерке у нее золотая краска. *В руках осени кисточка, из паутины сплетенная. Макнет осень кисточку в ведерко и красит, красит золотом кусты и деревья. *Елки, глупые, не хотят золотиться, колют нежные руки осени, рвут ее платье, из тучки сшитое. Вот почему обходит их осень, и стоят ели зелеными всю зиму.
    Учитель:
    *Желтым шелком, желтым шелком
    По атласу голубому шьют невидимые руки.
    К горизонту золотому
    Ярко-пламенным осколком
    Сходит солнце в час разлуки.
    Тканью празднично-пурпурной
    Убирает кто-то дали,
    *Расстилая багряницы,
    И в воде желто-лазурной
    Заметались, заблистали
    Красно-огненные птицы
    Библиотекарь:
    Осень приходит к нам незаметно, украдкой. *Первый признак ее – желтый лист. Это значит, что лето прошло, наступила пора первоосенья.
    Учитель:
    *Мелькает желтый лист на зелени дерев,
    Работу кончил серп на нивах золотистых,
    И покраснел вдали уже ковер лугов,
    И зрелые плоды висят в садах тенистых.
    Библиотекарь:
    *Осень берет свои права. Тускнеют живые краски лета, предваряя разгар красок осенних. Задумчивый сентябрь, как маститый художник, начинает расписывать своей волшебной кистью лес. Сначала верхушки деревьев: то позолотит прядочку *листвы на макушке березы, то *подрумянит кусты рябины. И вот уже раскрашенным стоит боярышник, чуть *позже – клен и липа, за *ними – дуб и береза. Сказочным чертогом выглядит осенний лес.
    Учитель:
    *Осень. Сказочный чертог,
    Всем открытый для обзора.
    Просеки лесных дорог,
    Заглядевшихся в озера.
    Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой.
    Липы обруч золотой –
    Как венец на новобрачной.
    Лик березы – под фатой
    Подвенечной и прозрачной.
    *Погребенная земля
    Под листвой в канавах, ямах.
    В желтых кленах флигеля,
    Словно в золоченых рамах.
    *Где деревья в сентябре
    На заре стоят попарно,
    И закат на их коре
    Оставляет след янтарный.
    *Где нельзя ступить в овраг,
    Чтоб не стало всем известно:
    Так бушует, что ни шаг,
    Под ногами лист древесный.
    Где звучит в конце аллей
    Эхо у крутого спуска
    *И зари вишневый клей
    Застывает в виде сгустка.
    Осень. Древний уголок
    Старых книг, одежд, оружья,
    Где сокровищ каталог
    Перелистывает стужа.
    Библиотекарь:
    *Пора листопада величественна, нарядна. В такие дни в лес входишь, как в храм, празднично разубранный, торжественный и благоуханный, чувствуя, что ты – частица этой земли.
    Учитель:
    *В осенний лес вхожу, как в храм,
    И тянет рухнуть на колени,
    Молиться всем, что есть богам,
    Твердить без устали и лени:
    «Благодарю за то, что мне
    Дарована такая милость –
    Жить человеком на земле,
    И верить, что бы ни случилось,
    *Какая б ни стряслась беда,
    Какого б счастья ни изведал,
    Со мною будут навсегда
    И этот лес, и это небо»
    Библиотекарь:
    *В Древней Руси первый день сентября был встречей осени и прозывался в народе – летопроводцем, то есть проводами лета. *С него начиналось бабье лето. *Теплые дни сентября получили такое название, потому что в воздухе летают тонкие паутинки, напоминающие женские волосы.
    *Сентябрь – первенец и новосел осени, молодой, свежий и бодрый, *очень плодородная* пора. Сентябрь – золотое лето, *бархатный месяц, самый пестрый месяц.
    Учитель:
    *Рыжий сентябрь
    На пригорке прилег,
    Теплый ласкает его ветерок.
    Шепчутся тихо поникшие травы
    Возле широких и пыльных дорог.
    Желтые листья роняют леса.
    В небе прощальные птиц голоса.
    В тихие рощи, поля и дубравы
    Крадется щедрая осень-краса.
    Библиотекарь:
    *Октябрь – листобой раздевает рощи, перелески. *Поля пусты и осели от дождя. *Этот месяц прозвали грязником за слякоть. *Плачет октябрь холодными слезами – сырость, распутица. Ясно, что год на год не приходится. Бывает, выпадают в октябре и погожие денечки, сухая погода стоит, иногда, неделями. *Только в октябре, в разгар осени, так чист воздух, высоко небо и багряные верхушки деревьев спорят в цветистости с зорями.
    Учитель:
    *Называют ее плаксивой,
    Что тут спорить, она грустна!
    Но и в грусти своей – красива,
    И в печали своей – нежна.
    Нынче плачет, а завтра – пляшет,
    *Нынче солнышко – завтра – дождь…
    Было вашим, а стало нашим
    Время свадеб все ж!
    Золотыми шуршит шелками,
    Птичьим клином рябит вдали
    И мозолистыми руками принимает дары земли.
    *И кружа дождей карусели
    В нескончаемой кутерьме
    Все заметней дорогу стелет
    Приближающейся зиме.
    Библиотекарь:
    *Давным-давно наши предки называли ноябрь – внуком сентября, сыном октября, *а зиме родным батюшкой. *Народный календарь назвал ноябрь листогноем – от прелых листьев, полузимником, когда зима с осенью борется.
    *На горизонте плющатся в тесноте тучи, погоняемые ветром. И не понять, с чем они – с дождем или снегом. *Убывают дни, прибавляются ночи, *темные, звездные. *Входят в силу холодные утренники, крепчают заморозки.
    Учитель:
    *Догорает осень золотая,
    Раздарив последние цветы.
    *Злой волшебник тучи собирает,
    Заколдует солнце до весны.
    *Ветры стали резкими и злыми:
    Раздевают рощи и леса.
    Даже птицы стали вдруг немыми,
    Не стремятся выше в небеса.
    *Лишь ночами лунный свет мерцает,
    Звезды спят глубоким тихим сном.
    Библиотекарь:
    *Какая разная осень… И веселая, солнечная, и грустная, унылая… Каждый поэт и писатель видит ее по-своему.
    Вот что пишет об осени писатель *Михаил Пришвин: «Редко, бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерзших, но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногами».
    *А Константин Паустовский так писал об осени: «Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы».
    А сейчас давайте послушаем стихи русских классиков об этой замечательной поре
    1 ученик
    *Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора –
    *Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера…
    Где бодрый серп гулял и падал колос,
    Теперь уж пусто все – простор везде, -
    Лишь паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде.
    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
    Но далеко еще до первых зимних бурь –
    И льется чистая и теплая лазурь
    На отдыхающее поле….

    Ф.Тютчев
    2 ученик
    *Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    *Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахнет дубом и сосной,
    За лето высох он от солнца,
    И Осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем свой….

    И.Бунин
    3 ученик
    *Скучная картина! Тучи без конца,
    Дождик так и льется, лужи у крыльца…
    *Чахлая рябина мокнет под окном,
    Смотрит деревушка сереньким пятном.
    Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
    Еще просит сердце света и тепла!

    А.Плещеев
    4 ученик
    *Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    *И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
    Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
    О всех ушедших грезит конопляник
    С широким месяцем над голубым прудом.
    Стою один среди равнины голой,
    А журавлей относит ветер в даль,
    Я полон дум о юности веселой,
    Но ничего в прошедшем мне не жаль.
    *Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
    Не жаль души сиреневую цветь.
    В саду горит костер рябины красной,
    Но никого не может он согреть.
    Не обгорят рябиновые кисти,
    От желтизны не пропадет трава,
    Как дерево роняет тихо листья,
    Так я роняю грустные слова.
    И если время, ветром разметая,
    Сгребет их все в один ненужный ком...
    Скажите так... что роща золотая
    Отговорила милым языком.

    Сергей Есенин
    5 ученик
    *Еще вчера, на солнце млея,
    Последним лес дрожал листом,
    *И оземь пышно зеленея,
    Лежала бархатным ковром.
    Глядя надменно, как бывало,
    На жертвы холода и сна,
    Себе ни в чем не изменяя
    Непобедимая сосна.
    Сегодня вдруг исчезло лето,
    Бело, безжизненно кругом,
    Земля и небо – все одето
    Каким-то тусклым серебром.
    *Поля без стад, леса унылы,
    Ни скудных листьев, ни травы.
    Не узнаю растущей силы
    В алмазных призраках листвы.
    Как будто в сизом клубе дыма
    Из царства злаков волей фей
    Перенеслись непостижимо
    Мы в царство горных хрусталей.

    А.А.Фет
    6 ученик
    *Настала осень; непогоды
    Несутся в тучах от морей,
    *Угрюмеет лицо природы,
    Невесел вид нагих полей;
    Леса оделись синей тьмою,
    Туман гуляет над землею
    И омрачает свет очей.
    Все умирает, охладело;
    Пространство дали почернело;
    *Нахмурил брови белый день;
    Дожди бессменные полились;
    К людям в соседки поселились
    Тоска и сон, хандра и лень.

    А.В.Кольцов
    Библиотекарь:
    *Осень – любимая пора Пушкина. Он оставил нам гениальные, ясные и простые, как сама природа, поэтические строки, которые приходят нам на память при виде осенней красоты.
    *Унылая пора! Очей очарованье.
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса.
    *Трижды в эту пору посещал А.С.Пушкин село Болдино. Здесь день за днем перед глазами поэта *разворачивалась картина долгой осени со всеми ее оттенками и переменами, от солнечной и ясной поры сентября до ноябрьской непогоды с непролазной грязью, дождями и снегопадами.
    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    *Но мне мила, читатель, дорогой,
    Красою тихою, блистающей смиренно.
    Так нелюбимое дитя в семье родной
    К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
    Из годовых времен я рад лишь ей одной….
    Учитель:
    Ребята, а мы с вами, давайте вспомним, какое произведение (которое мы недавно проходили) было написано Пушкиным в Болдино?
    Библиотекарь:
    *В русской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть. Осенью мы лучше видим и глазами и сердцем. Прозрачны дали. Чиста вода в озерах. Яснее и тоньше звучат редкие голоса птиц. Все устоялось, замерло для того, кажется, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в серой воде. Таково состояние природы. *Таково и состояние души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. Это состояние вдохновляет людей, раскрывает в них талант к созданию произведений искусства. *Художники переносят свое видение этого времени года на свои полотна. Особенно много осенних пейзажей написал *Исаак Левитан. Вот как писал о них *Антон Павлович Чехов: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел Левитан, никто не доходил до него, да и не знаю, дойдет ли кто после».
    *Левитан умел видеть и самозабвенно радоваться сияющему великолепию красок. Он создал изумительную осеннюю сюиту, написав такие картины, как «Осенний день», «Осень», «Золотая осень». Понятие «Левитановская осень» стало нарицательным так же, как «Болдинская осень» Пушкина.
    *На протяжении многих лет осень вдохновляла композиторов на создание прекрасной музыки. Весь урок нас сопровождает красивая печальная мелодия. Кто знает автора этой музыки? Это П.И.Чайковский. У него его целый музыкальный цикл «Времена года». Тема осени из этого цикла и звучит сейчас. Современные авторы сочиняют много песен на тему осени.
    *Музыка природы… Она в каждом из нас звучит по-своему и живет в нас до конца дней. Казалось бы, все самое необходимое человеку природа дает бесплатно: воду, солнечный свет. И еще – красоту, земную красоту. Заставлять природу страдать – черная неблагодарность. *Природа должна быть счастливой, как и люди - во все времена.
    Заключительная беседа
    Вот и подошла к концу наша виртуальная экскурсия по осеннему лесу. Поднимите, пожалуйста руки, у кого изменилось отношение к этому времени года после нашего урока? Почему? (ответы детей).
    Я очень рада, что наше занятие заставило по-другому взглянуть на осеннюю пору, почувствовать очарование и светлую печаль осени. Посмотрите, вы даже усмотрели грустную красоту в осеннем дождике. А сейчас, я бы хотела, чтобы вы изобразили на своих рисунках осень, какой вы ее видите уже после нашего урока. Оценка за рисунки пойдет в журнал по предмету ИЗО, а потом в библиотеке мы организуем выставку лучших ваших работ.
    Используемая литература:

    1. Читаем. Учимся. Играем. 1998 - № 7 – стр.124
    2. Читаем. Учимся. Играем. 2006 - № 7 – стр.99
    3. Читаем. Учимся. Играем. 2007 - № 6 – стр.82
    4. Читаем. Учимся. Играем. 2008 - № 6 – стр.106
    5. Читаем. Учимся. Играем. 2008 - № 7 – стр.99
    6. Различные Интернет ресурсы
    Презентация к выступлению