Главная
Новости
Управление образования
  • Структура УО
  • Руководители УО
  • Полномочия, задачи и функции
  • Нормативные документы
  • Мониторинг,статистика
    Лицензирование и государственная аккредитация
    Общее образование
  • Г(И)А
  • ЕГЭ
  • Правила приёма в МОУ
  • Формы получения образования
  • Реализуемые программы
  • Дополнительное образование и воспитание
    Отдых и оздоровление детей
    Аттестация педагогических работников
  • Руководители ОУ
  • Педагогические работники ОУ
  • Нормативная база
  • Методическое сопровождение образовательного процесса
  • Календарь основных мероприятий
  • Городские педагогические сообщества
  • Проекты, конкурсы,экспериментальная деятельность
  • Городское методическое объединение библиотекарей


    Школьный библиотекарь сегодня
    Иванова Л.Г., заведующая библиотекой МОУ СОШ № 27 г. Дзержинска.

    В современных условиях качественно новым образом решается проблема развития и использования человеческих возможностей, т.к. предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.), как известно, является информация. Школьная библиотека призвана сегодня исполнять роль центра формирования информационной грамотности школьника, готовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе и обществе знаний. В связи с этим меняется и роль библиотекаря. Сегодня – это информационный лидер, помогающий школьнику ориентироваться в новых условиях освоения медиапространства. Вариативность учебников, разнообразие программ, новые педагогические технологии, наличие инноваций требуют и новой организации труда школьного библиотекаря.
    Попробуем проанализировать, в чем суть профессионального роста библиотекаря, какими компетенциями он должен обладать, чтобы успешно решать сложную задачу формирования информационной культуры учащихся?
    Компетентность школьного библиотекаря – это синтез специфических личностных умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, узкоспециальных знаний, особого рода предметных навыков, способов мышления, а также понимания ответственности за свои действия.
    Профессиональная компетентность школьного библиотекаря формируется из следующих компонентов: профессиональное образование и опыт, самообразование и самосовершенствование, творческое и ответственное отношение к делу.
    Выделяется пять групп профессиональных компетентностей:
    1.Проектировочные
    2.Аналитические
    3.Коммуникативные
    4.Организаторские
    5.Информационно-коммуникационные.
    Остановимся на ИКТ-компетенциях. Какие из них необходимы уже сейчас, чтобы по-новому организовать библиотечную работу? Это:
    - умение организовать свое компьютеризованное рабочее место;
    -умение формировать модуль библиотеки в локальной сети школы;
    -умение использовать в своей деятельности социальные сервисы и инструменты;
    -умение ориентироваться в различных источниках электронной информации;
    -владение навыками работы со специализированными программами;
    -умение работать в вики-средах и блогах;
    -умение использовать сервисы для хранения медиафайлов, размещения презентаций, разработок библиотечных уроков и сценариев массовых мероприятий;
    -умение делать аудиозаписи и размещать их на сайтах или блогах;
    -умение сохранять коллекции закладок – ссылок на полезные веб-страницы.
    Сегодня много говорится о двойственности профессии «Библиотекарь». Уже внесена в Единый квалификационный справочник должность «Педагог-библиотекарь». Может быть, настала необходимость ввести еще и должность «Библиотекарь-ITспециалист»? Я, как заведующая школьной библиотекой, чувствую необходимость в пополнении ее штата именно таким специалистом.
    Идея реорганизации библиотеки нашей школы в информационный центр возникла 8 лет назад, после прохождения мною курсов повышения квалификации по программе Intel. Поддержка руководства всегда важна в работе, и просто замечательно, когда получаешь и одобрение, и реальную помощь. Был составлен план реорганизации библиотеки, смета затрат, найдены пути финансирования. За эти годы библиотека получила новую прописку, открыт просторный читальный зал, пополнились фонды. Критически оценивая все новшества ИКТ, постоянно появляющиеся сервисы и устройства, нам удалось из этого многообразия выбрать те, что наиболее полно отвечают потребностям библиотеки, помогают решить насущные проблемы. Это -укомплектованное компьютеризированное рабочее место зав. библиотекой и два АРМа для учащихся и педагогов. Компьютеры соединены в локальную сеть между собой и включены в общешкольную сеть, подключены в сеть Интернет. Вместо проектора и экрана было решено приобрести ЖК телевизор с большой диагональю.
    Новые условия работы стимулировали мое стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Я прошла курсы по программе МАРК-SQL, стала успешно в ней работать. Интернет открыл большие возможности для совершенствования ИКТ-компетенции. Сегодня библиотекари осваивают новые возможности Интернет-сервисов Web 2.0. Я стараюсь самопрезентовать себя и свою деятельность, выставляю свои наработки, материалы по проведенным мероприятиям на сайте школы и сайтах – сообществах единомышленников.
    Я поняла, чтобы не отстать, моей библиотеке нужна программа развития. В ближайшее время мы с руководством школы планируем «за круглым столом» обсудить будущее информационного центра, возможность увеличения штата, разработать проект комплектования фондов и т.д., что в конечном итоге ляжет в основу программы развития нашей библиотеки.

    Школьный библиотекарь сегодня ( информация к презентации)
    Зав. библиотекой МОУ СОШ № 27 Иванова Лариса Геннадьевна

    В современных условиях качественно новым образом решается проблема развития и использования человеческих возможностей, т.к. предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.), как известно, является информация. Школьная библиотека призвана сегодня исполнять роль центра формирования информационной грамотности школьника, готовить подрастающее поколение к жизни в информационном обществе и обществе знаний. В связи с этим меняется и роль библиотекаря. Сегодня – это информационный лидер, помогающий школьнику ориентироваться в новых условиях освоения медиапространства. Вариативность учебников, разнообразие программ, новые педагогические технологии, наличие инноваций требуют и новой организации труда школьного библиотекаря.
    А что происходит в Дзержинских школьных библиотеках? Сегодня большинство наших библиотек функционирует по старинке (единственное новшество за последнее время- программа МАРК, ресурс которой полностью не используется по разным причинам). Уверена, если школьную библиотеку не модернизировать, она изживёт сама себя. Многие библиотекари неоднозначно воспринимают перемены, происходящие в современной школе, их библиотеки все больше дистанцируются о т других участников образовательного процесса. Как объяснить им, что изменения в школьном библиотечном деле неизбежны?! Библиотекарь сегодня уже должен быть другим! Человеком оставаться таким же замечательным, но специалистом становиться другим!
    Слайды 2,3 Мы попытались представить усредненный образ Дзержинского школьного библиотекаря.
    Слайд 4 открыть. Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался образ библиотекаря – такой «серой мышки». И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе. Одни говорили: «О каком имидже может идти речь, когда я получаю копейки. Сначала накормите людей, а потом об имидже говорите!» Другие возмущались: «Какой имидж? Нас воспринимают как объект для выдачи учебников!». Третьи: « Вот сначала поднимите зарплату, дайте компьютеры, учебники и т.д. - вот тогда и об имидже говорить будем». Я поняла, чтобы сломать негативное восприятие в обществе имиджа школьного библиотекаря, надо сломать это восприятие в душе каждого из нас.
    Слайд 4 листать. Посмотрим, чем мы сейчас занимаемся.
    Если мы хотим, чтобы у директора школы, учителей и учеников была готовность в восприятии школьного библиотекаря как специалиста в области информации, а не «объекта для выдачи учебников», то надо соответствующий образ о себе у них сформировать…
    Попробуем проанализировать, в чем суть профессионального роста библиотекаря, какими компетенциями он должен обладать, чтобы успешно решать сложную задачу формирования информационной культуры учащихся?
    Слайд 5,6
    Слайд 7 Профессиональная компетентность школьного библиотекаря формируется из следующих компонентов: профессиональное образование и опыт, самообразование и самосовершенствование, творческое и ответственное отношение к делу.
    Выделяется пять групп профессиональных компетентностей:
    1.Проектировочные (планирование работы, выявление проблем, умение внедрять передовой опыт, создание нового имиджа библиотеки, определение наиболее рациональных видов деятельности, новых форм обслуживания и т.д.)
    2. Аналитические (анализ деятельности библиотеки, умение критически мыслить, умение искать причины неудач в недостатках собственной деятельности, изучение читательских интересов, запросов, умение обобщать и делать выводы и т.д.)
    3.Коммуникативные (умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными группами пользователей, умение находить пути решения проблем библиотеки с администрацией школы, с учителями, умение быть требовательным, ораторские умения, эмоциональная сдержанность и т.д.)
    4.Организаторские (умение организовать и провести мероприятия, умение организовать комфортную библиотечную среду, способность организовать самостоятельную информационно-поисковую деятельность читателей и т.д. )
    5.Информационно-коммуникационные.
    Слайд 8. Остановимся на ИКТ-компетентностях. Какие из них необходимы уже сейчас, чтобы по-новому организовать библиотечную работу? Это: Перечислить.
    Сегодня много говорится о двойственности профессии «Библиотекарь». Уже внесена в Единый квалификационный справочник должность «Педагог-библиотекарь». Может быть, настала необходимость ввести еще и должность «Библиотекарь-ITспециалист»? Я, как заведующая школьной библиотекой, чувствую необходимость в пополнении ее штата именно таким специалистом.
    Мы все время жалуемся на отсутствие финансирования школьных библиотек, на то, что не можем реализовать различные проекты. Но в то же время, никто из нас и не пытается написать программу комплектования фондов, концепцию развития библиотеки и доказать администрации, что реализация предлагаемых мероприятий необходима для успешной деятельности школьной библиотеки. Давайте попробуем, сесть с руководством за «круглый стол», обсудить дальнейшую судьбу библиотеки, и скорее всего, деньги найдутся.
    Поддержка руководства всегда очень важна, и просто замечательно, когда начальство в курсе того, что происходит не только в библиотеке, но и в отрасли в целом и всегда откликается на все начинания. Но сейчас важно наше умение критически оценить все новшества ИКТ, постоянно появляющиеся сервисы и устройства, чтобы выбрать из этого многообразия те, что наиболее полно отвечают потребностям библиотеки, помогают решить насущные проблемы. А то получается как в анекдоте "С появлением компьютера, мы можем с легкостью решать проблемы, о существовании которых до этого даже не подозревали". Все технологии нужно использовать с умом, а не просто внедрять исключительно потому, что это модно или ново. Обязательно условие развития библиотеки – наличие компьютеров, локальной сети, соответствующего ПО и доступа в Интернет.
    Слайд 9 Давайте научимся не стесняйться самопрезентовать себя и свою деятельность в школе (если она ведется). Выставляйте свои наработки, материалы по проведенным мероприятиям на сайте школы. А может замахнуться на создание сайта библиотеки? Пусть все знают о наших возможностях и достижениях. И мы станем интереснее в глазах учителей, коллег, учащихся.
    Давайте создадим фирменный стиль в школьной библиотеке, можно выпустить визитку, рекламный буклет библиотеки, бланк писем с эмблемой библиотеки.
    Не бойтесь компьютера. Полюбите Интернет всей душой. Он открывает такие возможности для развития библиотечного дела, о которых мы раньше и не подозревали.
    Давайте, наконец, поймем, что учить школьников «поколения Google» читать книги можно и нужно, «говоря с ними на их языке», используя возможности социальных сервисов. Но сначала, работать так, необходимо научиться самому.
    Необходимо осознать, что сила и в нашей работе – во взаимодействии с коллегами и педагогами-предметниками, а также в поддержке друг друга. Не бойтесь интегрироваться в образовательный процесс. Успех – в единстве целей и задач всех его участников.
    И вот какой вопрос я хотела бы еще поднять среди коллег-библиотекарей. Меня интересует статус нынешнего школьного библиотекаря и библиотеки в целом. В погоне, простите, за модой сделать из школьной библиотеки не много ни мало информационный центр, медиатеку и еще что-нибудь, мы, возможно, упускаем что-то важное. Ведь по моему опыту и наблюдению в библиотеку приходят не только за информацией или книгой. К нам приходят и для того чтобы просто их выслушали, пожалели, помогли. Может я и не права. Или одно другому не мешает? Хотелось бы услышать мнение коллег.
    В заключение хочу добавить. Подхватив «ветер перемен», я поняла, что перешла на новый уровень мышления. Мне доставляет огромное удовлетворение, что я могу во многом сама разобраться. Я поверила в себя, повысила свою самооценку. Я перестала бояться публиковаться в Интернете, исчезло чувство смущения во время публичных выступлений.
    Я научилась осуществлять свои планы и идеи более современными методами.
    Я приобрела уверенность, что получение знаний открывает новые перспективы в работе школьной библиотеки. Чего и вам желаю.
    Презентация к выступлению